Мобильный телефон
Смартфоны, компьютеры и планшеты плотно заняли место в повседневной жизни детей и подростков. Несмотря на запреты и ограничения родителей, они склонны нарушать правила, как итог – ребята сильно зависят от цифровой современной реальности. Также на это влияет и поведение родителей. Я думаю, все понимают, что взрослый, читающий нотации своим детям, не отрываясь от своего гаджета, не очень-то убедителен в глазах ребёнка.
Так как же нужно относиться к своим мобильным телефонам, чтобы избежать зависимости?
О чём может говорить родитель, не выросший в мире высоких технологий, со своим ребёнком, который родился в цифровой век? Стоит ли пытаться всё контролировать и строго выговаривать за нарушение ограничений или наоборот, разрешить полную свободу в использовании гаджетов? Давайте разбираться.
Тревожные сигналы
В современном мире появился новый вид фобии, которой подвержены и взрослые, и дети. Недавние научные исследования по этой теме подтверждают идею о том, что новый невроз распространяется в нашем обществе сегодня, и особенно среди подростков, которые БОЯТСЯ оказаться без своего смартфона.
Номофобия, сокращение от "no mobile phobia", это такой вид переживаний, когда человек боится, что он не сможет общаться с людьми без своего гаджета, потеряет с ними связь, не сможет получить доступ к информации и др. Как результат, говорится о 76 % подростков, которые крайне беспокоятся о потере своего смартфона. Кроме того, 33% этих молодых ребят проверяют свой телефон не менее пятидесяти раз в день, а иногда даже ночью. И такое потребление не может быть безопасным: оно вызывает нарушения сна, расстройства зрения, падение успеваемости и даже депрессию...
Все эти проявления должны насторожить родителей. Кроме того, тревожным звоночком также является сокращение общения с приятелями в реальной жизни и постоянная изоляция в своей комнате.
Так что же делать?
Полный отказ от смартфона не является выходом из ситуации, поскольку это инструмент социальной интеграции в подростковом возрасте. Кроме того, подростки всё равно будут пытаться нарушить запрет и нарушат его несомненно! Нарушение правил — это некая «норма» для подростков, ведь так они пытаются проявлять и отстаивать свою независимость. Поэтому строгие запреты и лишение гаджета – кратчайший способ окончательно потерять контакт со своим подросшим чадом.
Вместо того, чтобы запрещать использование смартфона, родителям надо отдать предпочтение выстраиванию диалога. Да-да, именно так, придётся признать факт того, что ребёнок вырос и требует самостоятельности и независимости в поступках. Но также необходимо объяснить, что вместе с появившейся независимостью, в нагрузку возникает и «взрослая» ответственность за действия. Поэтому, настраиваемся: договариваться, идти на уступки, выдвигать свои предложения. Только такими вот парламентерскими методами можно выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями.
Для начала, с ребёнком надо обсудить, что он делает со своим смартфоном, что он находит в нём и что он получает. Вы должны четко представлять, с какими целями он заходит в сеть: игры, поиск информации, мессенджеры и др. Нужно оценить риски отдельно по каждому пункту. Теперь можно установить четкие правила в партнерстве с подростком (нужно аргументировать каждый пункт):
Договориться о зоне без гаджета ДОМА (за столом, когда в гостях бабушка и прочее). Кроме того, опять же важен личный пример, поэтому можно один день в неделю жить без смартфона всей семьей (ну хотя бы пол дня!)
Договоритесь, что все перед сном складывали свои гаджеты в одно место. Постарайтесь объяснить, как важен крепкий здоровый сон, а «сёрфить» в телефоне перед сном – значить вредить своему здоровью. Понятно, что разговоры о вреде здоровью, мягко говоря – не очень актуальны для подростков (а если честно, то им совсем плевать на это свысока!), поэтому начните с себя, покажите пример и не ложитесь в кровать с телефоном в руке.
Отключите уведомления в тоновом режиме, поставьте все приложения на энергоэкономичный режим, ограничите нежелательные запросы. Это поможет реже заглядывать с проверкой в гаджет.
Научите подростка носить часы, чтобы он контролировал время на наручных часах, а не на смартфоне. Это опять же сократит время «заглядывания» в телефон без особой причины.
ОЧЕНЬ важно наличие других видов активностей, кроме цифровых.
Пусть у ребенка будет хобби, ЛЮБОЕ, даже, если вы его не разделяете, поддержите его в любом начинании. Кроме того, любовь к гаджетам может идти на пользу, если ребенок ходит, например, в кружок программирования, 3D графики или нечто подобного. Помогите ему направить его энергию в нужное русло.
На сколько это возможно, ограничьте использование смартфона (что уже делают 34 % родителей по статистике). Обговорите разрешенные временные диапазоны. И ограничения эти вводить лучше как можно раньше, как только вы купили ребёнку телефон, к подростковому возрасту ребёнок должен понимать, что есть границы дозволенного. Если раньше ребёнок не знал запретов, то вдруг неожиданно их ввести для подростка будет просто нереально (если мы говорим о диалоге, а не о крайних запретительных мерах).
Важно, чтобы родители не только информировали своих детей о рисках чрезмерного использования смартфона, но, прежде всего, чтобы они привели своих детей к осознанию процессов зависимости.
Для подростка смартфон играет важнейшую роль: он представляет собой не только средство общения, но и объект с крайне важным смыслом, играющий ключевую роль в построении взаимоотношений в подростковой среде (пусть и странно это звучит, для нас, родителей).
Поэтому, в этом вопросе, опять же, самое важное – сохранить доверительное общение с детьми и выстроить диалог, который устроит каждого.