С 1 сентября 2016 года по август 2018 года на базе ГУО "СШ г.п.Красносельский" реализовывался инновационный проект
Актуальность проекта
Проектная деятельность учащихся может рассматриваться как среда, в которой наиболее естественным образом раскрывается личностный потенциал учащегося: осуществляется развитие его интеллектуальных, познавательных и творческих способностей, личностных, познавательных, коммуникативных, умений, способов мыслительной деятельности; формируется целостная картина мира и системного мышления на основе межпредметных связей.
Возрастные особенности младшего школьника не позволяют в полной мере реализовать проведение полноценных научных исследований. В то же время раннее включение в организованную специальным образом проектную деятельность творческого характера позволяет сформировать у школьника познавательный интерес и исследовательские навыки, которые в старшем возрасте пригодятся им для выполнения научно-познавательных проектов.
Организация проектной деятельности школьника требует использования инструмента (средства) для выполнения как исследовательских, так и творческих проектов. В качестве такого инструмента целесообразно использовать среду программирования Scratch.
Выбор Scratch обусловлен следующими причинами:
- Scratch – это не просто язык программирования, а еще и интерактивная среда, построенная на интуитивно понятных ребенку принципах, где результаты действий визуализированы, что делает работу с программой понятной, интересной и увлекательной для школьников;
- в Scratch реализованы основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, циклы, что позволяет учащимся создавать довольно сложные программные продукты, включая компьютерные игры;
- в Scratch имеется русскоязычная версия и возможность задавать команды по-русски;
- Scratch может использоваться как единый инструмент для самых различных возрастов учащихся (от младшего до старшего школьного возраста);
- работая в среде Scratch, ученик знакомится не только с языком программирования, но и с текстовым и графическим редакторами, элементами пользовательского интерфейса, новыми математическими понятиями, элементами проектной деятельности (проходит все этапы, начиная от идеи проекта, до этапа ее тестирования и отладки), приобретает навыки 21 века: щедро делиться своими идеями и наработками, творчески мыслить и общаться, системно анализировать, эффективно взаимодействовать с другими;
- среда программирования Scratch предоставляет прекрасные возможности для развития логического мышления детей через игру. Стоит отметить не только возможность использования Scratch для пропедевтики изучения программирования в курсе информатики, но и широкие возможности его использования на других уроках (к примеру, иностранного языка и литературы для составления и реализации проектов с диалогами героев);
Учителя информатики называют Scratch ”разогревающим“ языком и рассматривают его как пропедевтику в изучении более сложных языков программирования.
Реализация творческих межпредметных проектов в среде Scratch позволит школьнику создать единую картину мира, наводя мостики между различными, иногда, на первый взгляд, довольно далёкими друг от друга науками. В этом случае возможности Scratch неоценимы, так как он доступен не только представителю точных наук. Учитель-гуманитарий, например, может использовать Scratch для создания динамичных и интерактивных презентаций.
Кроме того, педагогическая целесообразность данного проекта состоит в том, что по мере изучения программирования в среде Scratch у обучающихся формируется не только логическое и алгоритмическое мышление, но и навыки работы с мультимедиа, создаются условия для активного, поискового учения, разнообразного программирования. Школьники учатся понимать и создавать компьютерные программы, использовать код для создания новой среды и решения новых задач. Таким образом происходит уход от устаревшего понятия ”пользователя ПК“ к ”создателю и соавтору информационного пространства“.
Цель инновационной деятельности:
-внедрить модель организации внеурочной проектной деятельности учащихся на I и II ступени общего среднего образования с использованием среды программирования Sсratch в учреждениях общего среднего образования, которая позволит формировать и развивать умения проектной деятельности у учащихся, создать условия для развития логического и алгоритмического мышления детей через игру, формирования у учащихся базовых представлений о языках программирования, приобретения ими навыков творческого и критического мышления, системно анализировать, эффективно взаимодействовать с другими.
Задачи инновационной деятельности:
- выявить педагогические условия оптимальной организации факультативных занятий по программированию для учащихся 2-6 классов учреждения общего среднего образования;
- разработать новые педагогические практики организации проектной деятельности учащихся на I и II ступени общего среднего образования с использованием среды программирования Sсratch;
- оценить влияние внедрения данной модели на результативность образовательного процесса;
- разработать рекомендации по организационно-методическому обеспечению проведения факультативных занятий по организации внеурочной проектной деятельности учащихся с использованием среды программирования Scratch.
Методические рекомендации по реализации инновационного проекта
Калі навучанне прыносіць задавальненне (публікацыя ў "Настаўніцкай газеце" №142(8194) ад 11.12.2018)