Инновационный проект
«Внедрение методики коррекционно-педагогической работы с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на I ступени общего среднего образования с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности как основы формирования математических знаний и умений»
Сроки реализации: 2022 – 2025 гг.
Руководитель инновационного проекта:
Крупта Александр Анатольевич (директор учреждения образования)
Научное сопровождение проекта:
Крюковская Наталья Владимировна, заведующий кафедрой теории и методики специального образования УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», кандидат педагогических наук, доцент
Целевая группа участников инновационной деятельности:
учащиеся с трудностями в обучении: I «Б» класс (второй год обучения) – 3, II «Б» класс (третий год обучения) – 4
Участники инновационной деятельности:
• учителя-дефектологи классов интегрированного обучения и воспитания: Кузнецова Ольга Викторовна, Скибинская Елена Александровна;
• учителя начальных классов интегрированного обучения и воспитания: Воропай Татьяна Георгиевна (I «Б»), Ноздренков Геннадий Николаевич (II «Б»)
Материально-техническое обеспечение инновационного проекта:
учебные кабинеты для совместных и раздельных занятий учащихся классов интегрированного обучения и воспитания (4 кабинета)
множительная и копировальная техника (2 принтера, 1 сканер, 1 МФУ)
информационно – библиотечный центр
локальная сеть Интернет
сайт школы
Цель инновационной деятельности - повышение уровня сформированности математических знаний и умений у учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на I ступени общего среднего образования на основе применения методики коррекционно-педагогической работы с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности.
Задачи инновационной деятельности:
- Провести диагностику учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в I–V классах с целью выявления уровня сформированности математических знаний и умений.
- Провести коррекционные занятия с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на основе использования методики коррекционно-педагогической работы с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности.
- Провести уроки математики с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на основе использования методики коррекционно-педагогической работы с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности.
- Провести мониторинг сформированности математических знаний и умений у учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в I–V классах.
- Подготовить методические рекомендации по внедрению методики коррекционно-педагогической работы с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) I–V класса.
Обоснование актуальности темы инновационной деятельности
Одной из важных задач современного образования детей с особенностями психофизического развития выступает формирование ключевых жизненных компетенций, обеспечивающих готовность к самостоятельной жизни, максимальный уровень социализации и интеграции в обществе. Это относится и к детям с трудностями в обучении.
У учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) отмечается несформированность всех компонентов деятельности: мотивационно-целевого, операционального и регулятивного (контрольно-оценочного), что обусловливает трудности восприятия, усвоения и использования информации в процессе обучения. Существенные затруднения у учащихся возникают при усвоении математических знаний, формировании умений и навыков, что обусловлено особенностями их познавательно-личностного развития и может привести к появлению дискалькулии.
У детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) к началу обучения в школе не сформированы предпосылки к математической деятельности, что проявляется в отсутствии интереса к выполнению математических заданий, нецеленаправленности действий, низком уровне самостоятельности, недостаточной критичности по отношению к результатам своей деятельности, слабости внимания к содержанию заданий. Дети часто не понимают задачу, не дают числового ответа или называют любое число, неверно пересчитывают количество предметов. Выявляются затруднения в понимании смысла простых арифметических действий и неумении их выполнять. Дети недостаточно усваивают последовательность числового ряда, поэтому не могут осуществить обратный счет.
К началу школьного обучения у учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) отмечается несформированность пространственных представлений и низкий уровень развития мышления, что создает трудности для усвоения школьного программного материала, в частности математических знаний и умений. Овладение математическими знаниями и умение применять их на практике создает, с одной стороны, успешность для решения социальных ситуаций в процессе дальнейшей социализации, а, с другой, – способствует развитию мыслительной и знаково-символической деятельности и усвоению более сложного математического материала. В силу несформированности познавательных процессов и компонентов деятельности перечисленные возможности у учащихся данной категории ограничены, что уже на начальных этапах обучения создает сложности для полноценного усвоения математических знаний и умений.
Рассмотренные особенности учащихся требуют поиска эффективных средств проведения коррекционно-педагогической работы на начальных этапах обучения математике с учетом коррекционной направленности уроков и коррекционных занятий.
Определение сущности коррекционно-педагогической работы с учащимися данной категории осуществляется на основе анализа специфических закономерностей их психического развития и знания особенностей мозговой организации их деятельности.
Нарушение интегративной деятельности мозга и несформированность на необходимом уровне познавательной деятельности приводит у учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) к трудностям овладения математическими понятиями, математическим словарем, нарушениям в восприятии текста задачи, к неправильной записи примеров и задач и другим проявлениям. У них отмечается низкий уровень зрительно-пространственных функций. Большинство учащихся с трудностями в обучении механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умеют свободно ориентироваться в натуральном числовом ряду, имеют слабые вычислительные навыки, с трудом запоминают цифры и знаки отношений.
Знание функциональной организации мозговой деятельности было использовано нами при разработке методики коррекционно-педагогической работы с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). Использование данной методики носит системный характер, обеспечивает активизацию интегративной деятельности мозга, выполняет на начальных этапах обучения профилактическую деятельность по предупреждению появления дискалькулии.
Реализация методики коррекционно-педагогической работы представляет собой преемственную работу на уроках и коррекционных занятиях, что оказывает системное влияние на формирование у учащихся математических знаний и умений и создает полноценную основу для дальнейшего обучения.