«ШАГ»: «Гордость за Беларусь. Всегда на связи»
25 ноября 2021 года в ГУО «СШ г.п.Красносельский» в рамках реализации информационно-образовательного проекта «ШАГ» была организована диалоговая площадка по теме «Гордость за Беларусь. Всегда на связи», в которой приняли участие ученики VIII «Б» класса.
Наша школьная библиотека – это и центр информации, и храм науки, и небольшой конференц-зал, где мы и решили организовать встречу.
В ходе ШАГа 1 “Мы узнаём” Татьяна Викторовна Данещик познакомила с содержанием блока «Цифровые технологии на службе человека». Педагог отметила, что информационно-коммуникационные технологии уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни, они прочно вошли во все сферы деятельности человека. Мы не можем себе представить даже одного дня без мобильного телефона, без компьютера, без Интернета. Из выступления классного руководителя ребята узнали, что в нашей стране реализуется Государственная Программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021-2025 годы. В нашей стране, безусловно, многое сделано в данном направлении и ещё больше предстоит осуществить.
Лекторская группа ребят привела статистику, которая ещё раз подчёркивает, что нам есть чем гордиться. Например, Беларусь занимает 24-е место в мире по количеству пользователей стационарного широкополосного доступа в сеть Интернет. В 2020 году наша страна поднялась на 40-е место (среди 193 стран) в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства. Для визуализации данной информации использовалась мультимедийная презентация. Многие ребята по ходу выступления лекторской группы вступали в диалог, рассказывали, какие изменения произошли в их семьях с приходом информационных технологий, приводили примеры из своей жизни.
Не стало неожиданностью, что многие ребята впервые услышали словосочетание «электронное правительство» и впервые посетили Единый портал электронных услуг.
Затем в диалог вступила Анна Владимировна Калнаш, библиотекарь, которая рассказала о информатизации в нашей школе и в информационно-библиотечном центре (ИБЦ). Она отметила, что современные информационные технологии позволили по-новому организовать рабочие процессы библиотекаря и обслуживание читателей. В нашем ИБЦ имеется программный комплекс «Библиограф», который ведется с 2011 года. Анна Владимировна подробно рассказала, как работает «Библиограф», а некоторые из ребят продемонстрировали свои умения пользоваться «Библиографом». С компьютера они зашли на свой абонемент и посмотрели, какие книги у них на руках; также нашли нужную литературу, количество экземпляров в библиотеке. Но, безусловно, этому остальным ребятам ещё надо учиться.
Анна Владимировна отметила, что наш ИБЦ оснащён 9 компьютерами, имеющими доступ в сеть Интернет, включенными в локальную сеть. Безусловно, это облегчает работу всех участников образовательного процесса: педагогов, учеников, их родителей и библиотекаря.
Многие ребята активно посещают школьную библиотеку, потому что читальный зал – это современный многофункциональный информационный и культурно-досуговый центр для школьников. Атмосфера уюта, удобство и комфорт, бесплатный Wi-Fi – все это читальный зал. Анна Владимировна подчеркнула, что многие ребята посещают Единый информационно-образовательный ресурс и активно используют для подготовки к урокам.
Информационный блок «Интернет как источник информации и средство связи: преимущества и недостатки» вела Елена Ришардовна Бурачевская, педагог-психолог, которая выстроила с ребятами непринуждённый диалог. Одна группа учащихся называла плюсы (общение, обучение, развлечения, информация, самовыражение, покупки), а другая минусы (мошенничество, вредоносные программы, зависимость, негативный контент) Интернета. По высказываниям ребят было видно, что эта тема для них интересна и актуальна. Елена Ришардовна предложила обсудить ребятам, что такое троллинг, буллинг и груминг в Интернете. Ребята высказывали свои мнения, даже зачитывали дословно определения из Интернета. Педагог-психолог очень доступно, на примерах, ситуациях рассказала ребятам, как вести себя, когда ты оказался в какой-нибудь неприятной ситуации, дала несколько практических советов, чтобы не стать жертвой интернет-хулиганов. Вот, например один из них: «Если вы стали мишенью кибербуллинга, важно не реагировать ни на какие сообщения или посты, написанные о вас, как бы болезненны или неправдивы они ни были. Ответы лишь ухудшат ситуацию и спровоцируют реакцию, которую и ожидают хулиганы. Поэтому не следует давать им такого удовольствия. Не вступайте с ними в диалог».
В ходе ШАГа 2 «Мы размышляем» в фокусе обсуждения поднимались такие вопросы, как информационные технологии в системе здравоохранения, образования; электронные образовательные ресурсы; волоконно-оптические линии связи, почтовая деятельность.
В ходе реализации ШАГа 3 «Мы действуем» ребята подготовили коллажи «В чём преимущества Интернета?», «Осторожно! Троллинг!», «Осторожно! Буллинг». «Острожно! Груминг!».
А Васильчук Владислав и Яскевич Матвей презентовали ребятам свой ролик «Как не стать жертвами кибермошенников», который в прошлом учебном году занял ІІ место в районном конкурсе видеороликов по финансовой грамотности. Мы охотно делимся нашим видеороликом.
По дороге домой мы с ребятами зашли в Красносельское отделение связи, где мамы двух наши учеников провели для нас небольшую экскурсию. Марина Тадеушевна Дадацкая рассказала ребятам, как они используют информационные технологии в своей работе, рассказала об истории возникновения почтовой марки, отметила, что Белпочта является предприятием, выпускающим знаки почтовой оплаты Республики Беларусь (марки). На марках обычно отображают знаковые события и личности, связанные с историей и культурой республики, а также особенности флоры и фауны страны.
Людмила Петровна Яскевич обратила внимание ребят, что гехнологические процессы почтовой деятельности в ближайшее время будут полностью «оцифрованы». Поэтому, чтобы сегодня работать на почте, надо хорошо учиться и идти в ногу с информационными технологиями.
Завершили мы нашу встречу совместным фото на память.